Главная » Статьи » Статьи xp-7.ru


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В Российской Федерации ведущим источником финансового обеспечения расходов на образование становятся средства бюджетов разных уровней. За федеральным уровнем закреплено предоставление средств на следующие цели: содержание образовательных учреждений федерального ведения; осуществление федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в пределах трансфертов нуждающимся в финансовой поддержке регионам. В современных условиях происходит передача ответственности за финансирование профессионального образования с федерального на региональный и муниципальный уровни. Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Реформы в образовании продолжаются, совершенствуется процесс финансирования, но многие проблемы остаются пока неразрешенными. Для построения эффективной модели организационно-финансового механизма образовательных учреждений, адекватной современным требованиям, необходимо в первую очередь расширить финансовую самостоятельность образовательных учреждений, отказаться от сметного порядка планирования и финансирования образовательных учреждений. Необходимо выделить следующие проблемы организации системы экономических методов поддержки образования Российской Федерации:

1. На уровне взаимодействия государственных органов всех трех уровней (федерального, регионального и местного) с образовательными учреждениями явно просматривается проблема (качественной и количественной) недостаточности экономических методов поддержки образования. Доминирующее место в системе методов государственной поддержки образования занимает прямое (дотационное) финансирование образовательных учреждений. Помимо этого метода следует также выделить материально-техническую (нефинансовую) форму поддержки образовательных учреждений, которая имеет место в рамках федеральных целевых программ. Альтернативные методы государственной поддержки образовательных учреждений в России не распространены, хотя постепенно намечается переход к таким методам, как финансирование образовательных учреждений по подушевым нормативам. Экономические методы государственной поддержки в сфере образования граждан также нехарактерны для российской системы образования. Такие формы, как государственный кредит, образовательные ваучеры, субсидирование граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования и др., либо вообще не применяются в российской практике, либо крайне неразвиты. В России такой вид экономической поддержки образовательных учреждений, в том числе и автономных, как частное и государственное кредитование, еще не развит. Кроме того, на сегодняшний день так называемые рациональные бюджеты образовательных организаций и учреждений выполняются в среднем на 30-35%. Причем эти 30-35% включают как бюджетные, так и внебюджетные средства по вузам - особенно техническим, вузам с фундаментальной подготовкой - бюджетное финансирование покрывает не более 15-20% рационального норматива. Это фактически обозначает ситуацию, когда устаревание и фактическое сокращение оборудования затягивается на годы, происходит устаревание технологий, что негативно сказывается на качестве начального и среднего профессионального образования, а сегодня стало прямо затрагивать и качество нашего инженерного образования, качество фундаментальной подготовки во многих вузах. При этом следует учесть, что нет нормативов, которые жестко фиксировали бы обязательства государства и местных органов власти по государственному образовательному стандарту.

2. Взаимодействие организаций (юридических лиц) и образовательных учреждений в сфере экономической поддержки образования также широко не распространено. Поддержка (как правило, высших) образовательных учреждений крупным бизнесом происходит только на уровне прецедентов. Другими словами, подобные формы и методы взаимодействия нуждаются в соответствующем дополнительном стимулировании, как со стороны государства, так и со стороны образовательных учреждений и частных лиц. В российской практике присутствуют такие экономические способы поддержки образования со стороны организаций, как предоставление индивидуальных (именных) стипендий через различные фонды, предложение грантов на исследование (в рамках образовательных учреждений) прикладных проблем (особенно в сфере решения естественно-научных задач). Очевидно, что экономические формы поддержки образования со стороны юридических лиц должны стремиться к возможно большему разнообразию и способствовать повышению эффективности образовательного процесса.

Стоит отметить, что и экономические методы поддержки индивидов в получении образования со стороны организаций представлены достаточно слабо. В настоящее время можно говорить только о незначительной (в количественном отношении) экономической поддержке индивидов с последующим трудоустройством и очень редко встречающимся выделении образовательных грантов.

Автор: Н.Н. Жилина, Бугульминский филиал ИЭУП

Категория: Статьи xp-7.ru | Добавил: Tom (25.03.2014)
Просмотров: 598 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Последнее в Блоге

Как выбрать ноутбук? На что обратить внимание при выборе ноутбука?Как выбрать ноутбук? На что обратить внимание при выборе ноутбука?
Компактный ноутбук от Lenovo бюджетной серии IdeaPad 100-14Компактный ноутбук от Lenovo бюджетной серии IdeaPad 100-14
Обзор игрового ноутбука Acer Predator 17XОбзор игрового ноутбука Acer Predator 17X
Аркадный симулятор Smashy Road: теперь и Windows может похвастаться игрой WantedАркадный симулятор Smashy Road: теперь и Windows может похвастаться игрой Wanted